Министерство здравоохранения российской федерации
Кировская государственная медицинская академия
Кафедра патофизиологии
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия по патофизиологии
для студентов 3 курса
лечебного и педиатрического факультетов
ТЕМА: предмет, задачи, методы и история патофизиологии. Патофизиологический эксперимент, структура, значение. Действие на организм физических факторов. Экспериментальная модель гипобарической гипоксии .
ЦЕЛЬ: изучить предмет, задачи, методы и историю патофизиологии. Изучить структуру, особенности патофизиологического эксперимента на примере экспериментальной модели гипобарической гипоксии. Изучить этиологию, патогенез и проявления горной болезни. Использовать основные категории и понятия общей нозологии при патофизиологическом анализе этой формы патологии.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Собеседование и дискуссия по вопросам:
1). Определение, предмет, задачи патофизиологии.
2). Структура патофизиологии как учебной дисциплины.
3). Методы патофизиологии.
4). Характеристика патофизиологического эксперимента, его виды, стадии, преимущества и недостатки, требования к патофизиологическому эксперименту.
5). Особенности повреждающего действия на организм пониженного и повышенного барометрического давления. Этиология и патогенез горной, высотной, кессонной болезней.
7). История патофизиологии.
2. Выполнение обучающих заданий.
Задание 1. Патофизиологический анализ результатов экспериментов.
Опыт №1. Экспериментальная модель изучения влияния на организм снижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе (гипобарическая гипоксия, горная болезнь).
Цель: изучить патогенез, проявления и патогенетическую терапию горной болезни, продемонстрировать 3 фазы патофизиологического эксперимента.
Методика проведения: опытное животное (мышь) помещают под стеклянный колпак вакуумной камеры и откачивают воздух насосом Комовского, имитируюя подъем на высоту. Регистрируют и сравнивают изменение частоты и характера дыхания, двигательной активности, окраски кожи и слизистых на разных высотах, отмечают появление судорог у животного.
При появлении тяжелых симптомов горной болезни (6-8 тыс. м) в камеру добавляют кислород с повышенным содержанием СО2.
Результаты эксперимента заносят в таблицу 1 и отображают графически. Рассчитывают уровни рО2, при которых появляются первые признаки высотной болезни (увеличение частоты и глубины дыхательных движений, бледность кожи и слизистых, изменение реакции на сильный и слабый звуковой раздражитель) и тяжелые клинические проявления горной болезни (шаткая походка, клонико-тонические судороги, восходящий паралич, периодическое дыхание, редкие глубокие «вздохи» (терминальное дыхание «гаспинг»).
Сделать вывод, сравнивая показатели исходного фона и при подъеме на высоту. Указать, на какой высоте развились адаптивно-компенсаторные и патологические реакции, охарактеризовать эти реакции. Отметить величину атмосферного барометрического давления и рассчитать парциальное давление кислорода на исследуемых высотах.
Пример: рассчитать pO2 в воздухе на высоте 7000 м при нормальном содержании О2 в воздухе - 21% .
303 мм рт ст - 100% (содержание всех газов в газовой смеси)
X мм рт.ст. - 21% (содержание О2 в газовой смеси)
303 мм рт ст х 21%
Х = ---------------------------------------- = 63 мм рт. ст. (pO2 на высоте 7000 м).
100%
Результаты:
Таблица 1. Изменение физиологических функций у животного в зависимости от высоты подъема и под влиянием смеси О2 и СО2 на фоне тяжелых симптомов горной болезни.
Высота подъема (м) |
Атмосферное давление (мм рт.ст.) |
рО2 (мм рт.ст.) |
Частота и характер дыхания |
Окраска кожи и слизистых |
Двигательная активность и ее нарушения |
Реакция на сильный и слабый раздражитель |
0 (фон) |
760 |
159 |
|
|
|
|
3000 |
520 |
|
|
|
|
|
5000 |
405 |
|
|
|
|
|
7000 |
303 |
|
|
|
|
|
9000 |
230 |
|
|
|
|
|
Добав-ление СО2+О2 |
|
|
|
|
|
|
График 1. Изменение частоты дыхания при подъеме на высоту.
0 3000 5000 7000 9000
Вывод:
Опыт №2. Значение парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе в возникновении горной болезни (опыт Бэра).
Цель: установить этиологический фактор высотной болезни.
Методика проведения: опытное животное помещают под стеклянный колпак вакуумной камеры и при помощи насоса Комовского заменяют часть воздуха в ней на кислород. Для этого откачивают из камеры половину воздуха (снижают барометрическое давление до 380 мм рт.ст.) и добавляют чистый кислород из кислородной подушки до восстановления атмосферного давления. После этого, откачивают газовую смесь, имитируя подъем на высоту. Результаты заносят в таблицу №2. Контролем служат результаты опыта №1.
Рассчитывают pО2 на разных высотах при частичной (на 50%) замене воздуха на кислород.
Пример: рассчитать pO2 в воздухе на высоте 7000 м при содержании О2 - 50% .
303 мм рт ст - 100% (содержание всех газов в газовой смеси)
X мм рт.ст. - 50% (содержание О2 в газовой смеси)
303 мм рт ст х 50%
Х = ---------------------------------------- = 151,5 мм рт ст (pO2 на высоте 7000 м).
100%
Сделать вывод, в котором указать этиологический фактор горной болезни, проиллюстрировать это данными эксперимента.
Результаты:
Таблица №2. Изменение физиологических функций у мышей при уменьшении барометрического давления в атмосферном воздухе и в газовой смеси с повышенным рО2
Высота подьема (м) |
Атм. давление (мм рт. ст.) |
рО2 (мм рт. ст.) |
Частота и характер дыхания |
Окраска кожи и слизистых |
Двигательная активность |
||||
опыт |
контр |
опыт |
контр |
опыт |
контр |
опыт |
контр |
||
0 (фон) |
760 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5000 |
405 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9000 |
230 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Опыт №3. Влияние декомпрессии на растворимость газов в воде.
Цель: пронаблюдать образование пузырьков газа в жидкости при быстром снижении барометрического давления, указать значение данного явления при высотной и кессонной болезни.
.Методика проведения: стакан с водой помещают под колпак вакуумной камеры и при помощи насоса Комовского откачивают воздух, быстро снижая барометрическое давление. Отмечают "высоту", на которой в жидкости появляются пузырьки газа, затем увеличивают барометрическое давление до нормального и прослеживают за их исчезновением. Сделать вывод с указанием влияния данного явления на органы и ткани.
.
Вывод:
Задание №1. Нарисовать цепь патогенеза высотной (горной) болезни.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекция, методическая разработка практического занятия.
2. Учебник. А.Д.Адо и В.В.Новицкого "Патологическая физиология", 1994г., стр. 4-50, 101-107.
3. Учебник «Патологическая физиология» п/ред. Адо А.Д. и др., 2001г., стр.XVIII-XXXIV, 1-15, 71-87.
4. Учебник. П.Ф.Литвицкий. «Патофизиология», 2003г., стр. 5-50.